Пролетая на боинге над гнездом кукушки.

0 Комментарии

Аэрофлот представил отчетность за 1 квартал 2019 года по МСФО. Она немного сложнее для понимания из за нового стандарта IFRS 16 примененного в отчетности. Для Аэрофлота влияние этого стандарта одно из ключевых и решающих. Вот пояснения в презентации.

Если лень читать ( собственного для этого и существуют блоги про инвестиции - что бы экономить время читателя) , то вкратце теперь обязательства по аренде переносятся из операционных расходов в финансовые. Это значительно изменяет показатели долга и мультипликаторы. Особенно актуально такое изменение для Аэрофлота , бизнес которого напрямую связан с лизинговыми платежами за воздушные суда. В узком кругу у нас уже не раз был спор по этому поводу и консенсус пришел к тому , что лизинговые и арендные платежи правильно учитывать в расчете долга. Видимо современное бухгалтерское сообщество пришло к тому же мнению.

Но это все частности. А вот факты говорят о том , что все мультипликаторы компании резко перекосились. То что раньше было EBITDAR стало EBITDA , а данные с новыми показателями есть только за два квартал - первые кварталы 2018 и 2019 года. Ну и ладно , что бы оценить динамику нам мультипликаторы не нужны.

Динамика EBITDA. Желтым пересчитанные столбики. По итогам года сможем считать новые мультипликаторы , но они точно не будут так хороши как раньше.

Волшебная сила новых стандартов сделала EBITDA положительной , но мы обольщаться не будем.

Рекордный убыток в первых кварталах.

Убытки прогрессируют огромными темпами. Два рекордных убыточных квартала подряд - такого в компании еще не было. Ситуация удивительным образом накладывается на рост операционных показателей.

Больше пассажиров! Больше самолетов! Больше миль! Больше убытков(((

Компания отлично растет в масштабах и увеличивает перевозки. В структурированном бизнесе количество переходит в качество - позволяет снизить себестоимость , держать под контролем издержки , увеличивать маржу. Когда-то все это станет актуально и для Аэрофлота. Но пока , на высоко конкурентном рынке , где нет возможности повышать цену вслед за издержками , идет настоящая борьба на выживание. Двух конкурентов Аэрофлот уже уничтожил ( или их уничтожила собственная бизнес модель) - Трансаэро на свалке истории , Ютэйр мучительно реструктуризирует задолженность. Все что нужно компании - дотянуть до снижения цен на топливо или повысить цены пользуясь полумонопольным положением на рынке , но ....

Этого сделать компания как раз не может , потому что мгновенно закончится красивая история роста перевозок. Увы , но Аэрофлот заложник плохой макроэкономики и низкой платежеспособности населения. Повышение цен заставит людей пересесть на другие виды транспорта и эффект будет еще хуже чем от удержания низких цен.

Давайте посмотрим как все эти тенденции находят отражение в отчете.

Выручка растет отлично. Но расходы растут еще отличнее.

Как мы уже говорили ,операционные расходы теперь не учитывают лизинг , поэтому операционный убыток не выглядит устрашающе. ( в старом МСФО операционный убыток за 1 квартал 2018 года был более 11 млрд) Устрашающе выглядит убыток до налогооблажения , который показывает реальную картину бизнеса. По итогам 2019 года резонно ждать отрицательной чистой прибыли и отсутствия дивидендов! Более того , компании нужно срочно оптимизировать бизнес процессы и искать внутренние ресурсы для изнуряющей борьбы на выживание. Когда-нибудь выживший победитель снимет сливки с изменившегося рынка.( снизятся цены на топливо или вырастет спрос и подорожают билеты,я не знаю , но долго в такой ситуации существовать не выйдет) Главное дожить до этого прекрасного "когда".

Структура издержек тоже может обо многом рассказать.

Растут не только расходы на топливо , но остальные издержки.

Больше полетов - больше расходов на обслуживание. Стоянки в аэропортах , работа диспетчера , еда на самолете - все это издержки.

Новый показатель долга выглядит устрашающе. Впрочем , мы всегда о нем знали и помнили и не велись на низкие мультипликаторы.

Котировки Аэрофлота больше двух лет находятся в затяжном пике и предпосылок для выхода из него пока не предвидится.

А ведь какие дивиденды давали!

Более того ситуация продолжает ухудшаться и у акций еще большой потенциал снижения. Покупать на отскок или в надежде на разворот показателей как минимум рано и не осмотрительно. Лучше дождаться предпосылок для разворота и купить акцию позже пусть и дороже. ( готов биться об заклад , что цена все равно будет ниже чем сейчас) Дело за малым - понять наступление разворота. Не переживайте , я , если что , обязательно вам подскажу))!!

Успешных инвестиций!

Бронислав Шаров

Частный инвестор и автор блога Борода Инвестора в социальной сети вконтакте.

Комментарии